ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ
Страница 11

«Звуки на теле». Логопед предлагает ребенку пальцем «нарисовать» буквенное изображение того или иного звука на тыльной стороне своей ладони, на ноге, на щеке и т. д. В момент «рисования» ребенок должен произносить требуемый звук.

Коррекция звукопроизношения: постановка звуков и их автоматизация. Работа по формированию звуков у детей, страдающих гиперкинетической формой дизартрии, строится по классической схеме:

1) подготовительный этап;

2) этап постановки отсутствующих звуков;

3) этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;

4) этап дифференциации звуков.

Подготовительный этап включает в себя использование упражнений на расслабление мускулатуры, применение артикуляционной, дыхательной гимнастики, фонетической, логопедической ритмики и т. д.

Этап постановки отсутствующих звуков. Наряду с общепринятыми способами постановки отсутствующих звуков у детей, страдающих гиперкинетической формой дизартрии, обусловленной функциональным происхождением, эффективно применять метод неожиданной постановки того или иного звука. Это связано с тем, что при эмоциональном волнении у таких детей резко нарушаются функции артикуляционного аппарата. Пытаясь правильно произнести тот или иной звук, ребенок еще больше напрягается, проявление гиперкинезов увеличивается, постановка отсутствующих звуков затрудняется. Поэтому необходимо максимально отвлечь внимание ребенка, предложить говорить вяло, без старания — это хороший способ избежать лишних напряжений артикуляционных мышц. Затем ненавязчиво предлагается упражнение на постановку того или иного звука, для чего используются варианты постановки звука сразу в слоге или на вдохе.

Этап автоматизации поставленных звуков. Процесс автоматизации звуков является наиболее сложным моментом в коррекции звукопроизношения детей, страдающих гиперкинетической формой дизартрии, обусловленной органическим происхождением. Процесс автоматизации предусматривает создание новых импульсных связей, которые обеспечиваются разными системами организма: слуховой, зрительно-пространственной, кинестетической. В условиях поражения центральной нервной системы этот процесс является затруднительным и поэтому требует гораздо больше времени. Для автоматизации используются различные упражнения, использование слоговых таблиц и т. д. Наиболее затруднительным для детей, страдающих гиперкинетической формой дизартрии, является автоматизация слогов со стечением согласных звуков.

Примерные упражнения по выработке автоматизации в слогах.

Губные прямые:

1) ма-мо-му-мы;

2) ба-бо-бу-бы.

Губные обратные:

1) ам-ом-ум-ым;

2) аб-об-уб-ыб.

Перднеязычные прямые:

1) да-до-дю-ди;

2) на-но-ну-ны.

Переднеязычные обратные:

1) ад-од-юд-ид;

2) ан-он-ун-ын.

Заднеязычные прямые:

1) ка-ко-ку-кы;

2) ха-хо-ху-хы.

Заднеязычные обратные:

1) ак-ок-ук-ык;

2) ах-ох-ух-ых.

Губно-зубные прямые:

1) ва-вя-вья;

2) фа-фя-фья.

Губно-зубные обратные:

1) ав-яв-ов-ев;

2) аф-яф-оф-еф.

Шипящие прямые:

1) ша-шо-шу-ши;

2) жа-жо-жу-жи.

Шипящие обратные:

1) аш-ош-уш-ыш;

2) аж-ож-уж-ыж.

Свистящие прямые:

1) са-со-су-сы;

2) за-зо-зу-зы.

Свистящие обратные:

1) ас-ос-ус-ыс;

2) аз-оз-уз-ыз.

Сонорные прямые:

1) ра-ро-ру-ры;

2) ла-ло-лу-лы.

Сонорные обратные:

1) ар-ор-ур-ыр;

2) ал-ол-ул-ыл.

В дальнейшем упражнения усложняются, вводятся различные словосочетания, предложения, небольшие рассказы, изобилующие изучаемым звуком.

Примерный рассказ для автоматизации звука [ш]: «На опушке в избушке жила Шишига — страшная старушка с большими ушами. И было ей шестьсот с лишним лет. Взяла Шишига посошок и пошла в камыши лягушек ловить. А лягушки услышали, что Шишига шагает к болоту — шмыг в воду и сидят за кувшинками, не шелохнутся. Шишига по болоту шмякает, шмякает, шлепает, шлепает — ни одной лягушки не нашла. Стала песню нашептывать: «Лягушки, лягушки, покажите брюшки!». А лягушки сидят, не шевелятся, страшно им Шишиге в руки попасться. Так и ушла Шишига не солоно хлебавши, только шишку на лбу набила, штанишки порвала да посошок потеряла.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Сахарный диабет и ожирение
Благодаря клиническим наблюдениям эндокринологи сделали немаловажный вывод: ожирение является главным провоцирующим фактором в развитии сахарного диабета второго типа. Судите сами: среди людей, за ...

Поздние осложнения сахарного диабета
Случаются дни, когда у нас нет настроения. Скучая, мы смотрим на окружающий мир. Мы можем равнодушно скользнуть взглядом по волшебной глади тенистого пруда, по медленно проплывающим над сочной зел ...

Будем жить счастливо
Вот и подошла к концу эта книга. Надеемся, путешествие по стране знаний о самих себе оказалось для вас не очень утомительным. Как бы то ни было, но если по прочтении книги вы с большим пониманием ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.