ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛОГОПЕДАСтраница 1
Обследование логопеда включает следующие моменты.
1. Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость и т. д.).
2. Состояние слуха и внимания:
1) дифференциация звучащих игрушек; олег дерипаска 2022
2) выполнение заданий, данных тихим голосом или шепотом (ребенок должен показать или дать соответствующую игрушку, картинку или выполнить поручение).
3. Зрительное внимание ребенка, наблюдательность:
1) подбор парных картинок или предметов;
2) подбор предметов к изображению;
3) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету;
4) узнавание цвета по названию.
4. Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:
1) счет и счетные операции в пределах 5—10;
2) дифференциация предметов по форме («почтовый ящик», геометрическое лото);
3) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, полую горку, матрешек);
4) ориентировка по времени (серия сюжетных картинок (2–4) для установления причинно-следственных связей, узнавание и называние времен года);
5) ориентировка в пространстве (умение составить фигурки из палочек по подражанию, умение составить из 3–4 частей целую картинку, знание предлогов: «в», «на», «под», «над» («около», «с», «из», «со», «от» и др.));
6) умение обобщать (подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель и т. д.; «четвертый лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)).
5. Строение органов речевого аппарата.
6. Состояние речевой моторики.
7. Состояние общей моторики.
8. Понимание речи:
1) выполнение простых поручений;
2) понимание распространенных предложений;
3) понимание соотношений между членами предложения;
4) понимание короткого рассказа.
9. Самостоятельная речь:
1) звукопроизношение;
2) воспроизведение слоговой структуры слов (многосложных), имеются ли пропуски, перестановки звуков, слогов;
3) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой;
4) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам.
10. Состояние грамматического строя. Словоизменение: род, число, падеж.
Словообразование: суффиксальный, префиксальный (приставочные глаголы), суффиксально-префиксальный (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных и др.).
11. Состояние словаря.
12. Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:
1) дифференциация смешиваемых в произношении звуков («т» — «д», «к» — «г», «ш» — «с», «ж» — «з», «р» — «л», «п» — «б» и др.);
2) определение наличия звука в слове («р» — «м»).
13. Состояние общих речевых навыков.
14. Заключение врачей: окулиста, невропатолога, психиатра, отоларинголога.
Диагноз: IV этап — коррекционный — также требует комплексного подхода, который обеспечивается интеграцией специалистов разного уровня, куда включается специалист-де-фектолог, психолог, физиотерапевт, инструктор ЛФК, педагог, родители.
Коррекционная работа включает в себя: принцип генетического хода развития психической деятельности, как познавательной, так и практической; развивающий характер обучения, который должен быть согласован по возрасту и по особенностям структуры нарушения речи.
Этот блок состоит из двух разделов: подготовительного, который создает установку на коррекционную работу, и основного, включающего в себя все методы и способы устранения речевого дефекта.
Целью коррекционного воздействия является не только восстановление дефекта речевой функции, но и воспитание полноценной индивидуальной личности.
Последний этап — прогностический этап. Это очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий.
Смотрите также
Аллергии
Под аллергическими реакциями в
клинической практике понимают проявления, в основе возникновения которых лежит
иммунологический конфликт. В диагностике аллергических реакций важно выявить
...
ПРЕДИСЛОВИЕ
Через две сотни лет после открытия гомеопатии она по-прежнему остаётся необъяснённой
до конца, и тому есть основательная причина. Даже если не принимать во внимание
противоречие относительно эффек ...
ТЕРМИЧЕСКАЯ ТРАВМА
Под воздействием низких температур возможно местное охлаждение – отморожение
и общее охлаждение – замерзание. ...