ОДНОСЛОВНЫЕ И ДВУХСЛОВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА
Логопедия / ПОНЯТИЕ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОДНОСЛОВНЫЕ И ДВУХСЛОВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА
Страница 6

Третий этап обучения

Рассмотрим следующий этап обучения речи, третий — двусоставное предложение. Его задачи:

1) научить ребенка грамматически правильно строить предложение, в котором есть именительный падеж существительного и согласованный глагол 3-го лица настоящего времени;

2) научить воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов, а также научить правильно произносить ударные и безударные гласные, кроме звука «ы»;

3) продолжить работу по различению грамматических форм слов в разделе «понимание речи».

Этот этап развития речи предназначен для работы с детьми, которые имеют увеличенный объем предложения — 2–3 слова. Активный словарь детей на этом этапе развития речи пополняется новыми разговорными словами, находящимися в обиходе, причем эти слова не точно соотносятся с понятиями этих слов. Очень часто ребенок может путать названия предметов с названиями действий, а также наоборот. Или же одни названия предметов могут заменяться другими. Может также встречаться такое, когда одним и тем же словом называют разные предметы, которые имеют сходство частных признаков. Или же может наблюдаться ситуация, когда один и тот же предмет называется по-разному. Замечено, что чем ниже уровень интеллектуального развития, тем чаще в речи ребенка встречается грубое смешение основных значений слов. В этот период развития речи она носит еще черты предшествующего своего развития. То есть в ней присутствует и полисемия слов, и элизия слогов в трехсложных словах, и несформированность звукопроизношения, и нет грамматических связей слов между собой.

Рассмотрим, как происходит формирование двусоставного простого предложения. Нужно помнить, что главным на этом этапе становления речи является обучение ребенка установлению грамматической связи между предметом и его действием. В двусоставных простых предложениях строение таково: существительное-подлежащее стоит в именительном падеже единственного числа, а глагол-сказуемое необходимо употреблять в 3-м лице единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени. Рекомендация в отношении глаголов сводится к тому, что глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа необходимо предварительно повторить, а затем уже к основе глагола как бы «нарастить» звук «т». Например, вначале говорят «спи», а затем «спит» или «сиди» — «сидит». Причем подбирают глаголы таким образом, чтобы при образовании формы 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения они не изменяли своей основы, либо эти изменения были незначительны и вполне доступны ребенку. Работа по формированию зрительно-пространственных представлений должна строиться поэтапно. Начинают эту работу с понимания расположения собственного тела и доходят до действий с конкретными предметами и условными понятиями: «вверх-вниз», «впереди-сзади».

Причем проводится эта работа в течение всего срока обучения. Ее можно сочетать с элементами работы по формированию слоговой структуры слов и звукопроизношения, но с учетом имеющихся фонем у ребенка.

По окончании третьего этапа обучения ребенок должен уметь согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. И хотя словарный запас этих глаголов, употребляющихся в разговорном обиходе, небольшой, тем не менее эти глаголы ребенок должен правильно употреблять в нескольких формах, а именно в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Амбулаторное ведение больных с хроническим гепатитом
Хронические гепатиты (ХГ) - не столь уж редкая патология среди больных терапевтического профиля. Поэтому столь актуально изучение их на цикле поликлинического обучения внутренних бол ...

Инсулинотерапия
С тех пор как известен сахарный диабет, человеческий разум пытается найти радикальное средство его излечения. В начале XX века был открыт инсулин, и это стало новой эрой в лечении диабета. Его отк ...

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Раннее (своевременное) применение лечебной физкультуры при различных повреждениях опорно-двигательного аппарата обеспечивает не только улучшение общего состояния больного, предупреждает возникнове ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.