Акустическая дисграфия
Страница 5

Они наиболее просты в произношении, артикуляционный уклад данных звуков позволяет увидеть разницу в положении средней части языка при переходе твердого звука в мягкий.

Кроме того, при работе с данными звуками отчетливо заметно напряжение мышц артикуляционного аппарата на уровне кинестетического ощущения. В дальнейшем это ощущение будет осуществлять контроль над правильным произношением и других звуков. Далее определена следующая последовательность: [ф] — [ф'], [в] — [в'], [п] — [п'], [б] — [б'], [м] — [м'], [с] — [с'], [з] — [з'], [л] — [л'], [р] — [р'].

Примерные упражнения

Задание. Прочитай слова, найди в них букву ю, скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце. Юрта, каюта, убираю.

Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает? Рюмка, изюм, блюдо.

Задание. Прочитай слова, найди в них букву е, скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце. Поездка, ежевика, учение.

Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает? Ветер, метель, ведро.

Такие же упражнения проводятся по выделению звуков [йа], [йо]. Очень удобно пользоваться слоговыми таблицами, в которые включены йотированные гласные (е, е, ю, я), например:

Таблица 6

Задание. Рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано? (Предлагаются

Задание. Рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано? (Предлагаются картинки, в названии которых есть мягкие согласные, смягченные гласными звуками [йэ], [йо], [йу],

[йа]).

Задание. Прочитай слоги. Скажи, когда звуки [д] и [т] произносятся твердо, а когда мягко?

[Да] — [да] — [ду] — [ды] — [дэ]; [дя] — [де] — [дю] — [ди] — [де]; [та] — [то] — [ту] — [ты] — [тэ]; [тя] — [те] — [тю] — [ти] —

[те].

Задание. Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [т] и [д]. (Такие же упражнения применятся для всех пар согласных.)

Задание. Прочитай и спиши слова. Скажи, что они означают?

Ров — рев, лук — люк, рис — рысь, рад — ряд, мыл — мил.

Задание. Придумай небольшой рассказ со словами нос, нес, мышка, мишка.

Задание. Прочитай стихотворение про мягкий знак, запиши графическое изображение мягкого знака в тетрадь простым карандашом. Скажи, почему этот знак называется «мягким*?

Мягкий знак на удивленье Служит звукам для смягченья. Были твердыми и сильными, Станут мягкими красивыми.

Задание. Прочитай слова, скажи, чем они отличаются: как звучат, одинаковые ли по смыслу?

Угол — уголь; дал — даль; мел — мель; кон — конь; мол — моль; пыл — пыль; шест — шесть.

Задание. Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).

Задание. Прочитай слова: вишня, банан, виноград, картофель. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «картофель»). А теперь скажи, в каком слове нет мягкого звука? (Правильно, это слово «банан»).

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Диета при сахарном диабете
При написании этой главы не ставилась цель предложить читателям примерное меню на месяц или неделю. Согласитесь, мало кто станет соблюдать диету, если пища не будет приносить удовольствия. У каждо ...

ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время лечебный массаж является эффективным лечебным методом, применяемым в целях нормализации функций организма при различных травматических повреждениях. Он широко используется при ко ...

ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Вторым действием логопеда должно быть обследование звукопроизношения и состояние фонематического восприятия. Анализ каждого конкретного случая представляет собой огромную работу (в том числе и по ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.