ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИЙ)
Логопедия / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИЙ / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИЙ)
Страница 1

Принятая в практике отечественной логопедии методика комплексного системного обследования ребенка основывается на необходимости выявления как речевых, так и неречевых нарушений учитывая при этом общее психоневрологическое состояние ребенка, а также его возраст. При этом следует помнить, что чем меньше возраст ребенка и ниже уровень его речевого развития, тем большее внимание для диагностики следует уделять выявлению и оценке неречевых нарушений.

К настоящему времени рядом отечественных исследователей были разработаны принципы и приемы ранней диагностики дизартрии при помощи оценки неречевых нарушений.

К числу наиболее частых ранних, практически самых первых проявлений дизартрии относят псевдобульбарный синдром. Признаки псевдобульбарного синдрома возможно выявить уже у новорожденного. Такими первыми проявлениями псевдобульбарного синдрома являются слабость или же отсутствие крика (афония), нарушения актов сосания, глотания, отсутствие или же выраженная слабость целого ряда врожденных безусловных рефлексов, к которым относятся сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротоголовной рефлексы.

Обращает на себя внимание, что крик у таких новорожденных на протяжении долгого времени остается тихим, нередко обладает носовым оттенком, иногда представляет собой отдельные отрывистые всхлипывания на вдохе. Такие дети с первых дней жизни плохо берут грудь, сосут вяло, а при сосании часто захлебываются, поперхиваются, синеют, иногда отмечается вытекание молока из полости носа. В самых тяжелых случаях новорожденные вообще не способны сосать грудь, что делает необходимым кормление их через зонд. Также отмечаются и нарушения дыхания. Наблюдается поверхностное, частое дыхание, часто носящее аритмичный характер. В ряде случаев также наблюдается асимметрия лица, вытекание молока из одного из углов рта, а наличие отвисшей нижней губы часто препятствует захвату соска или соски.

С течением времени все более явной становится недостаточность интонационной выразительности крика, а также различных голосовых реакций. Звуки, издаваемые во время гуления, лепета, характеризуются однообразностью, а сам лепет появляется в более поздние по сравнению с нормальными срок. В течение долгого времени малыш не может научиться жевать, откусывать пищу, часто давится, не может научиться пить из чашки. По мере роста и взросления ребенка, большее значение приобретают признаки речевых нарушений.

Так, начинают проявляться стойкие дефекты звукопроизношения, нарушения произвольных артикуляционных движений, обращает на себя внимание неправильное положение языка в ротовой полости, появление и сохранение насильственных движений, в том числе и языка, различные нарушения голосообразования, а также речевого дыхания. В целом наблюдается задержка речевого развития.

Наибольшую трудность представляет собой диагностика стертой дизартрии, а в особенности ее ранняя диагностика. В качестве основных критериев диагностики стертой дизартрии были предложены следующие. Важным признаком наличия минимальных проявлений дизартрии являются специфические артикуляционные нарушения в виде ограничения объема наиболее тонких, дифференцированных движений, в особенности движений кончика языка, нарушение симметричности положения высунутого языка, дрожание, отмечаемое при его нахождений в этом положение. При этом указанные симптомы могут быть выражены очень слабо. Следующим критерием является наличие оральных синкинезий. Так, например, встречаются движения нижней челюсти, сопровождающие движения языка кверху или же сочетания движений языка с движениями в пальцах кистей. Также при наличии стертой дизартрии наблюдается замедление артикуляционных движений, удержание определенной артикуляционной позы требует приложения значительных усилий, также затруднения выявляются и при переключении от одного артикуляционного движения к другому.

Страницы: 1 2

Смотрите также

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ
К речевым нарушениям относятся: дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушение голоса, нарушения темпа речи, заикание, алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речи полная или частичная), нарушения пис ...

Алкоголизм
Алкоголизм заболевание,вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической(непреодолимое влечение) и физическ ...

Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.)
Нормативная базаОрганизация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и возлагается на кассира. Касса должна быть укреплена в соответствии с утвержд ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.