ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧИ
Логопедия / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧИ
Страница 1

В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.

Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл — верные ответы, 0 баллов — неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 4

Оценка в 7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания

Оценка в 7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи, 3–4 балла — среднему и меньше 3 баллов — низкому уровню осознания языковых элементов.

Обработка и интерпретация результатов исследования. На основе суммарной оценке всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития и готовности ребенка к обучению в школе. Проводя наблюдение за свободным общением детей можно сделать вывод об уровне их коммуникативных умений и об уровне коммуникативной стороны речи. В процессе наблюдения за их общением, игровыми моментами можно сделать вывод о характере общения между детьми, их инициативности, умении вести диалог, слушать собеседника, поддерживать беседу, понимать, о чем идет речь, ясно выражать свои мысли. Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста», т. е. ответы на вопросы по содержанию заданного текста. При исследовании необходимо давать небольшие по объему рассказы или знакомые сказки. Словарный запас определяется выявлением способности детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

С целью изучения грамматической стороны речи даются задания на конструирование различных грамматических построений или предложений, использующих особенности национального языка. Для исследования звуковой стороны речи можно использовать наборы предметов и сюжетных картинок. При этом следует проверять не только как ребенок умеет произносить звуки в определенных словах, но и как он произносит целые фразы. Желательно при исследовании использовать картинки, в названиях которых встречаются два дифференцированных звука («з» — «с», «ж» — «ш», «б» — «п», «г» — «к», «л» — «р» и др.). Хорошо использовать показ картинок, названия которых различаются лишь одним звуком («лак» — «рак», «мишка» — «мышка», «стол» — «стул», «рог» — «род» и т. д. Итоговые оценки изучения уровня развития речи разделяются на пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровень развития. По таким же категориям оценивается и уровень подготовки ребенка к школьному обучению. У детей дошкольного возраста возрастает период чрезвычайно важного развития уровня коммуникативных связей, практического осознания речи, изучения грамматической стороны речи. Изменяется значительно деятельность ребенка в этот период и также изменяются его отношения с окружающим миром. В преддошкольный период в основе его деятельности лежат сюжетно-игровые моменты, которые требует от него определенного и согласованного действия по правилам игры. Все возрастающая самостоятельность ребенка открывает нам его творческий потенциал. С ним уже можно проводить как трудовую, так и образовательную деятельность. На этом этапе своего речевого развития у ребенка появляются рассудительность, сообразительность, анализ и синтез. У ребенка возникает потребность сформулировать свой замысел в какой-либо деятельности, свои затруднения, рассуждения по плану их выполнения. Приобретая все новые знания, он способен участвовать в самых сложных заданиях, расширяет круг своего общения, а следовательно, и свой речевой уровень. Речь становится богаче и разнообразнее.

Таблица 5

Чем богаче и разнообразнее уровень развития речи, тем быстрее происходит формирование

Страницы: 1 2

Смотрите также

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ
Детские инфекционные болезни характеризуются высокой контагиозностью (заразностью), циклическим течением и способностью оставлять после себя стойкий (пожизненный) иммунитет. Следует подчеркнуть усл ...

ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время лечебный массаж является эффективным лечебным методом, применяемым в целях нормализации функций организма при различных травматических повреждениях. Он широко используется при ко ...

Послесловие
Я надеюсь, что моя книга позволила вам узнать что-то новое относительно заболевания и методов его лечения в домашних условиях. Вы познакомились с основными признаками заболевания, факторами риска, ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.