ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Страница 3

4. Методика определения последовательности звуков в слове. Дается задание: «Какой звук ты слышишь в начале слова «с-сумка»?» Ответ ребенка: «[с]». «Какой звук ты слышишь после звука [с]: «с-у-мка?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [у]: «су-м-ка?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [м]: «сум-к-а?» Можно несколько задержать смычку при произношении звука [к].) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [к]: «сумк-а?» Ответ ребенка.

5. Методика определение количества звуков в слове. Ребенку дается задание произнести слова из 2–5 звуков.

Инструкция: «Сколько звуков в слове «рак?».

При исследовании следует все произносимые звуки в предлагаемом слове интонировать последовательно, проговаривая слово в медленном темпе.

Также определяется количество звуков в слове «лак», «сам», «жучок», «корка», «полка», «камыш», «забор» и т. д.

6. Методика проведения фонематического синтеза. Ребенку предлагаются слова из 3–5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. При этом слова произносятся с небольшой паузой. Например, «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [с], [о], [к]; [к], [а], [ш], [а]; [б], [у],

[л], [к], [а]».

Далее проверяется фонематический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе слово: т, о, р (к, а, у, р; п, о, т, ч, а)».

7. Методика изучения фонематического представления. Ребенку предлагается подобрать слово с определенным звуком. При этом логопед соблюдает последовательность звуков, сохранных в произношении нарушенных.

Задание № 1. «Назови слово со звуком [м] ([б], [в], [н], [т], [д], [к], [г], [а])». Затем: «Назови слово со звуком [с]» ([3], [ц],

[ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]).

Во время такого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком [С] в начале слова». Подобные задания используются в коррекционной работе после того, как дети обучены всем видам простого и сложного фонематического анализа.

Задание № 2. Перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С] — [3] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.), ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну — картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую — со звуком [3].

8. Методика воспроизведения слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.

Задание № 3. Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются): «машина» — «встреча» — «снеговик» — «телевизор» — «сковорода» — «картина» — «аквариум» — «водопроводчик» — «лекарство» — «милиционер» — «пшено» — «простокваша».

9. Методика исследования слоговой структуры слова. Даются слова слоговой структуры: простой и сложный —

«паук» — «канава», «лапа» — «ласты», «ноты» — «ванна» и т. д. В каждом слове исследуется произношение по слогам и отмечается характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: «Петя пьет горькое лекарство», «На перекрестке стоит милиционер», «Космонавт управляет космическим кораблем», «Ранней весной прилетают перелетные птицы» и др.

Выявление уровня состояния звуковой стороны речи позволяет специалисту, логопеду в дальнейшем прибегать к более точной коррекции дефекта речи.

Например, если у ребенка звук недостаточно автоматизирован (отмечается дефектное произношение только в самостоятельном высказывании).

При оценке состояния звукопроизношения оцениваются нарушения, выявленные: при произнесении изолированных звуков; при контролируемом произнесении звуков; в спонтанном общении. При этом указываются звуки, имеющие дефектное произношение; характер нарушения звуковой стороны речи: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие); устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков и с чем это может быть связано. Состояние фонематического восприятия может быть: сформировано; не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ
К речевым нарушениям относятся: дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушение голоса, нарушения темпа речи, заикание, алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речи полная или частичная), нарушения пис ...

Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.)
Нормативная базаОрганизация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и возлагается на кассира. Касса должна быть укреплена в соответствии с утвержд ...

Анализ пожарной опасности
В технологической схеме могут быть аппараты с горючими жидкостями, причем уровень жидкости может изменяться при наполнении или расходе продукта. Могут быть аппараты, полностью заполненные жидкостью ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.