ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Страница 3

Такой определенный порядок составляет основы грамматики, благодаря чему слова складываются в законченные по смыслу грамматические единицы.

Распределение слов по своему сочетанию происходит по правилам синтаксиса, согласно которым устанавливается порядок сочетаний слов в предложении является упорядоченной системой, а по семантическим правилам можно объяснить значение отдельных слов.

Семантика — понимание значений слов и фраз. Дети обнаруживают способность понимать смысл слов задолго до того, как начинают произносить их. Синтаксис — понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза.

Связная речь, обобщая все успехи и достижения ребенком всех уровней речевого развития, помогает ему также и быстрее осваивать эти уровни, особенно звуковую сторону, лексический материал, грамматику, в конечном итоге освоить практическое применение знания речевого развития. При достаточно развитой связной речи у ребенка появляется и художественная выразительность его речи.

Логопедическое обследование дошкольников начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которая может иметь диалогическую или монологическую форму. Для проведения исследования следует соблюдать принцип диагностики от общего к частному и от простого к сложному.

Ребенку предлагаются следующие виды заданий: составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти); составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке; составление повествовательного рассказа по впечатлению, составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке; составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Задания должны даваться в форме коммуникативного общения. Желательно, чтобы составление рассказа было более естественным и являлось либо составной частью беседы, либо было представлено в виде игры. Тему для рассказа можно предложить более эмоционально значимую для ребенка, или событие, которое он недавно пережил. В описательном рассказе можно рассказать о своем домашнем животном, если таковое имеется у ребенка дома, или вид любимой игрушки, а в повествовательном рассказе — рассказать о проведенном дне в детском саду, или о поездке в выходные дни. Картинки, которые используются в данном случае, должны быть достаточно реалистичны и не вызывать у ребенка затруднений при узнавании объектов, изображенных на них.

Инструкции предъявляются заинтересованным тоном голоса и могут быть сформулированы следующим образом: «Расскажи мне, пожалуйста», «Посмотри, какой у меня есть мишка. У тебя такой же? Расскажи», «А как ты провел выходные дни? Интересно, ты хорошо запомнил, где вы были в воскресенье?», «Рассмотри внимательно картинку и придумай рассказ. Что было сначала, что случилось потом, чем все закончится. А теперь расскажи. Мне интересно, какой рассказ ты придумал!», «Вот тебе две картинки на выбор. Выбери себе одну, но мне не показывай, какую ты выбрал. А теперь по этой картинке составь рассказ, а я попробую догадаться, по какой» и др.

Если ребенок составляет развернутые рассказы без наглядных опор, это свидетельствует о достаточном уровне развития связной речи.

Если он затрудняется, то необходимо определить, насколько развернутыми должны быть внешние опоры, чтобы ребенок мог составить рассказ. При этом следует отмечать, какая помощь требовалась детям:

1) стимуляция ли активности, т. е. ребенку требуется, чтобы его все время подгоняли («Это все? Что было дальше? Рассказывай чуть-чуть быстрее» и проч.);

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Вторым действием логопеда должно быть обследование звукопроизношения и состояние фонематического восприятия. Анализ каждого конкретного случая представляет собой огромную работу (в том числе и по ...

Мочетерапия в конкретных случаях
Так как состав мочи зависит от патологического состояния человека, применение мочи показано при всех заболеваниях, за исключением травматизма или заболеваний, имеющих механическую природу. Это обс ...

Акушерские кровотечения
Основные причины кровотечений в первом триместре беременности: Самопроизвольные выкидыши 1. Кровотечения, связанные с пузырным заносом 2. Шеечная беременность 3. Патол ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.