ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Страница 3

Самая тяжелая форма дисграфии — аграфия или полная неспособность к овладению письмом.

Дислексия — нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушен сам процесс чтения: он не может правильно распознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слов. Из-за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия или неспособность к чтению. Часто нарушения письма и речи выявляются при поступлении ребенка в школу и значительно затрудняют его обучение. Дисграфию и дислексию необходимо отличать от дислексии и дисграфии, которые возникают как вторичное проявление при афазиях. В этих случаях речь идет не о нарушениях речи, а об ее утрате.

Вторая классификация или психолого-педагогическая классификация речевых нарушений разработана Р. Е. Левиной еще в 1950—1960-х г., когда возникла необходимость ее практического применения в логопедии. В ее основе лежат принципы реабилитации детей с дефектами речи, которые позволяют проводить комплектацию детей в речевые группы, особенно это важно в дошкольных и специализированных учреждениях.

В психолого-педагогической классификации нарушения речи также подразделяются на две группы.

Первая группа предполагает нарушение речи как средство общения.

В первую группу или при нарушении средств общения включаются: фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При этом дефекте выделяют целый ряд таких проявлений: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков. Все эти нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, которые вызваны нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и некоторых других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени — от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности средств общения у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Нетрадиционные методы лечения сахарного диабета
В настоящее время в печати появилось много публикаций о лечении сахарного диабета при помощи средств нетрадиционной медицины. Многие из этих рецептов, безусловно, являются полезными в качестве всп ...

Анализ пожарной опасности
В технологической схеме могут быть аппараты с горючими жидкостями, причем уровень жидкости может изменяться при наполнении или расходе продукта. Могут быть аппараты, полностью заполненные жидкостью ...

ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Острые респираторные вирусные инфекции относятся к числу самых распространенных болезней человека и составляют половину или более от общего числа острых заболеваний. Наиболее высокие показатели за ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.